22:50 

Усадьба "Кусково"

Елена Гельтищева
Медленно иду к своей мечте
Кусково
Жемчужина Европы, усадьба Кусково, расположилась в Восточном округе столицы. Окружённая со всех сторон дорогами, она продолжает сохранять на своей территории потрясающие пейзажи и очаровательные постройки.

История
Первое упоминание об усадьбе датируется 16 веком, когда Василий Андреевич Шереметьев выменивает эту землю у Александра Андреевича Пушкина на вотчину под Бежецком. С тех пор земля переходит от одного Шереметьева к другому.
В 1715 году Борис Петрович Шереметев, уже получивший на тот момент титул графа, покупает землю у брата. Позднее его старший сын от второго брака, Пётр Борисович, получает в наследство этот небольшой кусок земли возле огромной вотчины князей Черкасских. Пётр Борисович, глядя на размеры, называет его "кусок", предполагают, что отсюда и пошло название Кусково.
Шереметьев женится на княгине Варваре Алексеевне Черкасской, камер–фрейлине императрицы Елизаветы Петровны. Приданным идёт много земель – Первого, Тетерки, Вишняково, Останкино, и более 80 тысяч крестьян, в результате Пётр Борисович становится владельцем одного из крупнейших хозяйств в России.
По просьбе любимой жены, выросшей в Вишнякове, Пётр Борисович выстраивает в Кусково дворец. Место приобретает известность и почти 200 лет представляет собой "блестящий образец летней загородной увеселительной резиденции".
В 1750–х годах появляется ансамбль Кусково с Почётным двором, французским регулярным парком и английским парком "Гай". В создании усадебного комплекса принимали участие как известные приглашённые архитекторы, так и крепостные.
Согласно проекту почётный двор образуют дворец, церковь и построенная намного позже колокольня. Располагаются они на берегу пруда.
Деревянный дворец был построен к 1775 году. Он предназначался для торжественного приёма гостей в летнее время. Дворец имеет два этажа – парадный и антресоли, последние использовались для хранения вин и хозяйственных помещений.
Во французском регулярном парке посадили деревья, установили скульптуры и обелиски, проложили каналы и пруды, соорудили мостики. По всему парку разместили разнообразные павильоны, некоторые из которых сохранились и по сей день.
В парке "Гай" построили Дом Уединения, двухэтажное здание, на втором этаже которого можно было уединиться без прислуги. Его разрушили французы в 1812 году.
Недалеко от Дома Уединения соорудили павильон с портретной галереей и театр.
Для развлечений создаётся Аллея игр, карусель, "потешные флотилии". Позднее появляются библиотеки и подобия частных музеев.
Помимо всего этого, на территории устраивают зверинец, и выделяют места для служебных и хозяйственных построек.
Особого рассвета усадьба достигает в 1770–1780 годы. Там часто проводят праздники, мероприятия, устраивают представления. Количество посетителей в отдельные дни достигало 30 тысяч человек.
Мероприятия, проводимые в усадьбе, были самые разнообразные. Церковные ритуалы, представления и театральные постановки, катания на лодках, в том числе и с музыкальным сопровождением, фейерверки, выступления музыкантов, "морские" парады, аттракционы, балы во Дворце. Посещение почти всех мероприятий было бесплатным. Любой человек мог зайти на территорию усадьбы и принять участие в мероприятии – попробовать себя в аттракционах, послушать музыку, посмотреть спектакль.
К тому же, крепостные актёры Шереметьевых считались лучшими московскими актёрами. Их игра завораживала зрителей, титулованные особы и бедняки занимали места в амфитеатре и на дорожках и внимательно следили за действиями на сцене.
Спектакли показывали в двух театрах, Воздушном (открытом), рассчитанном на 80–100 мест в амфитеатре, и в Новом (закрытом), рассчитанном на 180 мест.
Театры под открытым небом были очень популярны в то время. Воздушный был как раз одним из таких. Он состоял из небольшого амфитеатра, где зрителям на время представления выдавали подушечки, и вытянутой сценической площадки, очерченной высаженными растениями. Между дощатым настилом на искусственном пригорке и амфитеатром располагались шесть пар кулис из еловой шпалеры, создававшей отличную акустику. Оркестр располагался в специальной яме, закрытой от зрителей цветочной клумбой. По краям, за сценой находились две актёрские уборные, это были две круглые башни из стриженой зелени.
Второй, Новый театр располагался во дворце, и попасть в него можно было только по приглашению хозяев.
После смерти Петра Борисовича происходит спад посетителей имения. Его сын отменяет свободным доступ, пуская лишь избранных.
Николай Петрович Шереметьев, выросший в Кусково, влюбляется в одну из своих крестьянок, по сведениям – дочь кузнеца. Он увозит её из родного дома и поселяет во флигеле возле дворца. Там приставляет учителей и наставников, которые развивают в Прасковье Ивановне актёрский талант, признанный многими её современниками. Время идёт. Злые языки распространяют сплетни и злословят насчёт связи графа с крепостной крестьянкой. Не выдержав, Николай Петрович вместе с Прасковьей Ивановной едет в другое своё имение – Останкино. Они тайно венчаются и живут там до конца своих дней.
Кусково же постепенно превращается в дачный посёлок – там начинают сдавать дома для летнего отдыха.
Единственный и поздний сын Шереметьевых Дмитрий Николаевич рано остаётся сиротой. По словам автора книги "Седая старина Москвы", которая была написана в 1893 году, опекуны маленького графа как могли разоряли имени, распродавали вещи под предлогом нужды, а позднее списали исчезновение предметов нашествие на усадьбу французских войск. Так или иначе, часть имения оказалась распроданной.
Последним владельцем Кусково был Сергей Дмитриевич Шереметьев, муж внучки поэта Екатерины Павловны Вяземской. В 1917 году Сергею Дмитриевичу пришлось отдать имение. Уже в 1918 в нём постановили создать музей, а через год открыли для посещения.
В 1932 году в фонд музея добавили керамику. Сейчас он является одним из крупнейших в России хранилищ фарфора и стекла. Кроме этого, в Кусково проходят различные мероприятия и выставки.

Настоящее
Сейчас территория усадьбы Кусково окружена с двух сторон железной дорогой, а с остальных улицами. Саму территорию можно поделить на две части – бесплатный парк и музей–усадьба.
Большую часть занимает парк с прудами, аллеями, дорожками. Есть детские площадки и полянки для отдыха, в том числе и с лавочками. По выходным на одной из аллей появляются продавцы картин и мелких сувениров.
По парку можно часами бродить, наслаждаясь его красотой и слушая птиц.
Усадьба находится на берегу Большого Кусковского пруда. Чтобы попасть в неё необходимо сначала отстоять длинную очередь, потом купить билет. Можно просто на вход, можно на посещение домиков – за каждый надо платить отдельно, в том числе и за съёмку. Но это того стоит.
Если заходить в усадьбу с левой стороны, стоя спиной к большому пруду, первое, что вам встретится – Голландский домик за прудом прямоугольной формы. Голландский домик не так давно отреставрировали и теперь пускают внутрь посетителей. Он является самым ранним из сохранившихся павильонов. Построили его в 1749 году в память об эпохе Петра I и на голландский манер раскрасили под кирпич. После реконструкции он смотрится совсем кукольным.
Дальше мимо статуй и деревянного дома идём к Дворцу, чьим архитектором был Карл Бланк. Его можно сначала обойти вокруг и полюбоваться его обликом, а можно сразу пройти к парадному входу. Подняться по пандусу, охраняемому двумя сфинксами. Отстояв в очереди, наконец, попадёшь во дворец. Контролёры проверяют билеты и просят, чтобы цветной браслет с разрешением на фотосъёмку был виден издалека.
Во дворце прохладно. Осмотр начинается с холла, потом комната со столиками и стульями, где на стенах висят портреты. Зелёная комната с бильярдом. Дальше розовый зал для приёмов. Там даже накрыт шикарный белоснежный стол, всё лёгкое и воздушное. Дверь в соседнюю комнату открыта, там виден шкаф с сервизом. Дальше не пустят, приходится вернуться и пойти в противоположную сторону. Там голубая комната с картинами, диванчиком, стульями и столом. Розовая комната с изящной мебелью. Зелёная спальня с обоями в цветочек и мебелью под цвет обоев – стулья, диван. Рядом с ними деревянными столики, а в углублении небольшая кровать с балдахином.
Соседняя комната темнее, мебель там вся строгая. Дальше кабинет, где ждут кого–то, уже поставили поднос с сервизом, открыли сервант. Рядом комнатка для чтения. Поворот, и попадаем в голубую комнату, там пейзажи и портреты на стенах, в нише кровать похожая на диван и предназначенная будто для ребёнка. Радом туалетный столик.
Из голубой спальни попадаем в бальный зал, большой, яркий, весь разукрашенный позолотой. Зеркала, статуи, белый рояль в углу. Пол здесь несколько не ровный, можно оступится танцуя.
Выходим через стеклянные двери, и оказываемся по другую сторону дворца. Впереди большое поле с тропинками, статуями, обелиском и реконструирующемся здании в дальнем конце. Спускаемся вниз, и мимо церкви идём дальше.
Ряды декоративных деревьев похожи на лабиринты. Идём по ним и достигаем Грота. Его построили в 1761 году. Строительством руководил крепостной архитектор Аргунов. Гроты в то время были очень модными в России, мода пришла из Испании, где в таких местах спасались от жаркого солнца. Тема Грота – застывшая в камне вода. Если снаружи он выглядит как домик, украшенный статуями и узорами, то внутри боковые его части украшены ракушками, и создают иллюзию подводного царства. Когда–то в этом месте Шереметьев спасался от летней жары.
За Гротом на берегу пруда стоит симпатичный двухэтажный Итальянский домик. Его построили в 1755 году под наблюдением архитектора Кологривова. Предназначался для небольших приёмов и показа редких произведений искусства.
За прудом находятся не большие павильончики, кажется, они сбежались сюда на какую–то сходку.
Поворачиваем от них налево и идём по дорожке к оранжереям. Раньше там выращивали теплолюбивые и экзотические растения, которые в тёплое время выставлялись на улицу и украшали собой дорожки. Сейчас там проходят выставки керамики, фотографировать внутри запрещено.
Одна из дорожек за оранжереей выводит к вольеру в виде беседки, внутри птицы. Мимо них идём к кухне и выходим на берег пруда. Там по дорожкам катают в коляске. Пропускаем карету и идём к выходу, обещая себе как–нибудь вернуться сюда ещё раз.

Фотографии
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусковоКусково
КусковоКусково
© Елена Гельтищева 10/08/2014

Как добраться:
ст.м. "Рязанский проспект", авт. 133, 133к, 208 до ост. "Музей "Кусково";
ж/д ст. "Вешняки", авт. 133, 133к, 208, 620 до ост. "Музей "Кусково";
ст.м. "Новогиреево", авт. 133, 133к до ост. "Музей "Кусково";
ж/д ст. "Новогиреево", авт. 133, 133к, 208, 620 до ост. "Музей "Кусково";
ст.м. "Перово", авт. 620 до ост. "Музей "Кусково"
Схема пути от метро

Постоянная ссылка на статью

@темы: Фотографии, Усадьбы, Проект "Усадьбы и парки", Природа, Москва, История, Город

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

В мире Мечты

главная