Елена Гельтищева
Медленно иду к своей мечте

После празднеств в честь заключения мира с Османской империей, Екатерина II Великая отдала приказ о строительстве дворца. Местоположение выбрали недалеко от Ходынского поля, возле тверского тракта, на землях, принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю. Отсюда и пошло название. Дворец должен был стать последним остановочным пунктом на пути государей в Москву.
Проектировал его архитектор М. Ф. Казаков по подобию творений своего учителя В.И. Баженова на Ходынском поле. Дворец представлял собой главное здание, окружённое хозяйственными постройками в виде крепостной стены. Строили дворец с 1775 года по 1780. А царица впервые посетила его в 1787 году. По легенде Екатерина Великая сняла караул, сказав, что останется под охраной своего народа. Люди пришли ко дворцу и тихо стояли под окнами, временами одёргивая друг друга и прося не будить царицу-матушку. Правда, такое нашествие народа чуть не привело к давке.
В 1812 году после пожара в Москве, Наполеон несколько дней провёл в Петровском дворце. Его солдаты вырыли в прилегающем парке окопы, а деревья и хозяйственные постройки отправили на дрова. Когда же Наполеона погнали прочь, отступая он разграбил и подорвал дворец. После его отступления боковые постройки использовали в качестве госпиталя, а потом забросили.
Реконструировать его начали уже при Николае I, заодно решили разбить вокруг парк с аллеями в виде лучей, прудом, плотиной, развлекательными павильонами, кофейнями. Это было место, где запрещалось открывать злачные заведения вроде трактиров или постоялых дворов.
Император лично курировал работы по восстановлению дворца. Возглавлял реконструкцию и строительство генерал А.А. Башилов.
После реконструкции, парк стал популярным местом среди москвичей. Они прогуливались по аллеям, катались в экипажах. Летом здесь показывали представления и давали концерты. До парка москвичей доставляли специальные экипажи-линейки, и первая трамвайная линия, открытая в 1899 как раз шла от Страстного бульвара до Петровского парка.
В 1836 году Николай I выделил рядом с Петровским парком земли под дачные участки, с условием, что фасады домов будут обращены к дороге, а архитектура будет согласовываться с соответствующим ведомством – это должно было быть красивое место под Москвой.
Позднее некоторые дачные дома стали сдавать в аренду и здесь впервые появились шикарные рестораны, например, Яр.
Хочется ещё добавить, что в 19 веке во время отсутствия во дворце царской семьи, туда пускали на бесплатные экскурсии людей всех сословий. Данная практика существовала не только в Петровском дворце, но и некоторых других.
В 1844 на средства и по инициативе А.Д. Нарышкиной недалеко от Петровского дворца начали строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы.
Постепенно дачная застройка нанесла сильный урон парку, и в 1907 году Николай II запретил раздавать земли в этом месте.
Во время революции в парке был публичный массовый расстрел.
В 1920 году Петровский дворец отдали Военно-воздушной академии Н.Е. Жуковского. Здание полностью переоборудовали под нужды академии, а храм использовали в качестве склада.
В 1991 году храм передали Русской Православной Церкви, и сейчас он вновь действующий.
В 1997 году Петровский дворец находится в ведении администрации города. В первом десятилетии 21 века его реконструировали. Сейчас там находится Центр международного сотрудничества, Дом приёмов правительства Москвы и элитная гостиница для дипломатических гостей, выполненная в духе времён Николая I.
На территорию дворца можно попасть только с экскурсоводом по предварительной записи. Но бродить вокруг и фотографировать никто мешать не станет.
Рядом с дворцом находится парк площадью 26,50 Га. Зимой там можно съехать с высокой горки и покататься на коньках и пони. Есть несколько детских площадок и лавочки возле клумб.
Если пройти за метро Динамо – там будет ещё одна часть парка, отделившая от него после строительства в первой половине 20го века стадиона. Сейчас он на реконструкции, но в парке так же можно побродить.

Ещё фото:






Адрес:
Ленинградский проспект, д. 40

Как добраться:
м. Динамо, последний вагон из центра.
Схема

@темы: Усадьбы, Проект "Усадьбы и парки", Москва, История, Фотографии