19:29 

Прогулка по Михалково

Елена Гельтищева
Медленно иду к своей мечте

В северном округе Москвы в одном из спальных районов рядом с локомотивным депо Лихоборы притаилась усадьба Михалково, излюбленное место жителей близлежащих домов и рыбаков.
История
Длинна и в то же время коротка история усадьбы Михалково.
Официально начинается она с 1585 года – в писцовой книге тех лет есть запись о пустоши Михалково на месте бывшей деревни. Принадлежала она Семёну Фомину сыну Третьяка. Более ранние упоминания о самой деревне не известны или не доступны простым людям.
Следующая запись о Михалкове датируется 1623 годом. Оно вновь превращается в деревню и значится как часть поместного владения новогородского служилого Антона Павловича Загоскина.
К середине 17 века Михалково исчезает из писцовых книг, и появляется вновь уже в 1680 году как часть владения Ивана Ивановича Дашкова, возглавлявшего Разбойный приказ – органа управления, рассматривающего преступления. Он получил эти земли как раз за отличное исполнение своих обязанностей и уменьшение преступности. С той поры Михалково несколько поколений находится в семье Дашковых. Они обустраивают его – разбивают сад, выкапывают пруды, строят деревянный господский дом. Крестьяне выращивают здесь злаковые культуры – рожь, овёс, ячмень.
Последними владельцами из Дашковых были Михаил Иванович и его жена Екатерина Романовна, приверженцы и друзья Екатерины II. После переворота и воцарения императрицы Екатерины II, Дашковы постепенно отдаляются от двора – Михаила Ивановича отправляют в Польшу, где он погибает, а его молодая вдова с двумя детьми и долгами переезжает в подмосковную деревню. В 1764 Екатерина Дашкова продаёт Михалково своему дяде – графу Никите Ивановиче Панину. В 1769, выплатив долги, Екатирина берёт себе псевдоним Михалкова, и вместе с детьми отправляется за границу.
Никита Иванович имение не использовал, а подарил его в 1772 году младшему брату генерал-аншефу графу Петру Ивановичу, который уже длительное время подыскивал себе загородную усадьбу. Находившийся не у дел генерал активно занялся усадьбой. Именно при нём появились кирпичная ограда, башни, флигели красно-белого цвета и две беседки у берегов прудов. С подачи П.И. Бартенева, издателя журнала «Русский архив», пошло мнение, что архитектура усадьбы задумывалась похожей на крепость в Бендерах, которая была взята войском под командованием Панина. Так ли это – сейчас сказать трудно, но то, что осталось не очень похоже на изображение крепости.
Неизвестно, кто на самом деле создавал проект архитектуры усадьбы. Большинство предполагают, что это был В.И. Баженов, близкий знакомый Петра Ивановича. И не только из-за знакомства – стиль усадьбы напоминает другие творения этого мастера.
Из записей английского священника Кокса, известно, что первоначально Панин хотел выстроить большое каменное здание, спланированное его женой. Но после её смерти передумал и в итоге обзавёлся небольшим уютным деревянным домом на выезде из имения. Остальные постройки тянулись в два ряда и представляли собой одноэтажные деревянные домики. Рядом с усадьбой находился сад в английском стиле – с лужайками, группами деревьев и прудом. В то время Михалково стало одной из самых красивых усадеб.
Панин часто устраивал в ней приёмы и праздники, называл имение Весёлым. Но название не прижилось.
После смерти Петра Ивановича, усадьба переходит к сыну Никите Петровичу, но долго у него не задерживается. Через восемь лет граф Панин продаёт имение Алонкину.
Тогда же рядом появляется ситцевая фабрика, а вокруг усадьбы поселяются крестьяне, работающие там.
В 1803 году усадьбу покупает Дмитрий Ефимович Грачев, бывший крепостной, ставший одним из ведущих производителей ситца. В это же время началось разрушение Михалкова как усадьбы. Зато фабрика росла и расширялась. Постройки стали использовать либо как жилые, либо как часть фабрики. Главный дом забросили, и постепенно он развалился. В пруды, что некогда выкопали для разведения карасей, стали сбрасывать грязные отходы фабрики.
Со временем руководство фабрики перешло к её молодому управляющему – Василию Ивановичу Иокишу, поскольку потомки Грачёва ей не интересовались. Иокиш расширил производство, постоянно обновлял оборудование, скупил большую часть земель. Появился рабочий посёлок, часть имения ушла под дачные участки. Не далеко от «сердца» имения Иокиш построл новый особняк.
Вот так в 19 веке была разрушена усадьба Михалково.

Настоящее
Посмотрим как выглядит современное Михалково. Наш путь начнётся от автобусной остановки «Локомотивное депо «Лихоборы», где останавливаются автобусы 90 и 123. На противоположной стороне наше внимание сразу привлекают две башни боковых ворот. Чуть левее них трёхэтажное здание восточного корпуса с более поздней пристройкой. Въездные красно-белые башни являются частью кирпичной стены, теперь её заменяет железный забор. На фоне башен он выглядит совсем миниатюрным.
Если пройти вдоль корпуса влево, можно увидеть несколько домиков сделанных под цвет усадьбы – более поздние постройки фабрики.
Большой интерес представляет сама усадьба, а точнее её остатки. Табличка на воротах сообщает – усадьба на реконструкции и вход в парк слева и справа от неё. Но забор здесь не покрыт ни мелкой сеткой, ни железными блоками, так что можно подойти и заглянуть внутрь. Слева видны ещё две башни – главный въезд в усадьбу. Они отличаются от боковых многоугольной формой, а зубчики наверху немного напоминают формой кремлёвские. Далее виден западный корпус. От него отходит небольшой фрагмент старинной кирпичной ограды, упирающийся в башню. Две западные башни являются точной копией восточных. Когда-то это были боковые входы. Рядом с ними располагаются флигели – западный и восточный. Согласно старым планам, между флигелями находился главный дом. Сейчас же в том месте находится асфальтовая дорога и северные ворота без украшений. Можно так же добавить о наличии на территории маленького деревянного домика и контрольного пункта охраны.
Налюбовавшись усадьбой, повернём от ворот направо, и пройдём вдоль забора к разрушенной постройке. По пути нам попадётся деревянный домик проката инвентаря – находится он как раз на месте главного дома, не всего, конечно, но его части. Чуть далее будет детская площадка и памятник Зое Космодемьянской. Если приглядеться – за ними виднеется небольшой прудик – левый из двух каскадных.
Пройдём мимо площадки к асфальтовой дороге, по пути справа попадётся заброшенное строение кафе. Теперь его используют любители всяких игр и ориентирований.
У самого берега Большого Головинского пруда стоит частично разрушенная беседка-ротонда, некогда бывшая причалом. В парке есть ещё одна точно такая же беседка, она стоит возле правого каскадного пруда.
Левее мы видим лодочную станцию.
Дальше наш путь пойдёт в сторону забетонированного берега. Пройдём направо, спустимся к пляжу. В тёплое время года здесь много отдыхающих. Некоторые даже купаются. За пляжем начинается асфальтовая дорога. С левой стороны её бордюр омывают воды Большого пруда, с другой растут кустарники и старые ивы.
Асфальтовая дуга разбивается на две части небольшой плотиной – издали виден коллектор, а когда подходишь ближе слышится рёв воды – это бурные потоки стремительно бегут вниз по бетонному руслу, напоминающему ступеньки. От брызг и пены вода кажется белой. Если посмотреть на коллектор, где вода вытекает из пруда и ещё не попадает в водопад – там можно заметить мусорные и тинные острова, которые слишком большие для решёток и скапливаются здесь.
Дальше, через половину дуги, асфальтовая дорога заканчивается и резко сменяется земляной. Идём по ней. По весне берега зарастают осокой и рогозом. Среди травы очень прятаться утки. Рядом с кубышками плавают огари, а в небе с криками носятся чайки. Дорога пролегает мимо поляну на берегу. На ней можно встретить старинные дубы, что помнят Екатерину Дашкову. Даже табличка соответствующая есть – среди травы возле дуба прячется мраморный осколок плиты.
Чуть дальше дорожка сворачивает к мосту, разделяющему Малый и Большой пруды. На другом берегу мы видим беседку-причал, рядом лодочную станцию. А с правой стороны от моста виднеются жёлтые здания. Они строились в прошлом веке для рабочих фабрики, переименованной из «Товарищества мануфактуры Иокиша» в «Фабрику Петра Алексеева», хотя революционер никак не был связан с этим районом.
Помимо дороги к мосту, здесь уходят в разные стороны ещё две дорожки. Одна идёт вдоль пруда, а другая уводит прочь из парка к жилым домам. Мы же выберем ту, что идёт вдоль Малого Головинского пруда.
В первой половине весны и в дождливое время начало этой петляющей дорожки подтоплено и приходится либо прыгать по сухим участкам, либо делать небольшой крюк. В остальное время здесь очень красиво – прелестно смотрятся нависающие над головой ветви. Проходим под этой естественной аркой и перед нами открывается большое количество полянок, в общем-то красивых, где приятно отдохнуть... Если бы не одно «НО» - почти на всех в больших количествах валяется мусор, остатки человеческих пиршеств. В выходные здесь стоит запах костра, чаще всего его разводят в мангалах, но редко кто уносит обратно угли. И появляются на полянах чёрные мёртвые пятна.
Берега прудов здесь заросшие, в осоке прячутся птицы, квакают лягушки. А у самой кромки воды растут древние дубы, по виду ровесники тех, возле таблички. Когда нет льда на воде, на этих маленьких полянках на берегу сидят рыбаки. Зимой же они перебираются на лёд.
Дорожка выводит нас к перекрёстку. Слева виден ещё один мост – ним начинается канал к Верхнему пруду, а справа находится забор и выход из парка. Выход нам неинтересен, пойдём вдоль канала к Верхнему пруду.
По пути нам попадается интересная сосна, скошенная к ограде и с могучими ветвями, вытянутыми во все стороны. На другом берегу за деревьями виднеются крыши фабрики Петра Алексеева.
Пройдём по берегу вдоль красивых берёз до границы канала с прудом. Её отмечает железный маленький мостик. Ещё не так давно он был наполовину разрушен – от него осталась только часть каркаса. Сейчас его восстановили, и можно безбоязненно перейти на другую сторону. Но мы пойдём дальше – осталось обойти последний – Верхний пруд.
Поворачиваем от мостика и доходим до забора. Здесь дорога расширяется, видны следы колёс – некоторые заезжают сюда на машинах. Идём вперёд по дороге. Слева находятся несколько красивых полянок, часто занимаемых отдыхающими на машинах.
Берег здесь так же зарос. В основном осокой и рогозом. На поверхности воды виднеются группы кубышек. Среди них резвятся утята. Вдали виден коллектор. Обойдём часть пруда и подойдём к нему. Это две забетонированные трубы. Наверху находиться заборчик, чтобы безбоязненно стоять у края. Вода в этом месте редко замерзает – то ли сила течения не даёт, то ли её состав. Здесь же можно увидеть приплывающий из канала мусор. Из Химкинского водохранилища вода по Головинскому каналу перетекает в Верхний пруд.
От коллектора пойдём мы вдоль пруда к водосбросному каналу. Дорога подходит к нему и поворачивает на право. Водосбросный коллектор здесь старый, по виду совсем не ухоженный. От заборчика, что должен защищать от случайного падения, остались только палки. За невысокие четырёхногие железки лучше не заходить, можно оступиться и покалечиться. Переходим на другую сторону и идём по дорожке налево вдоль берега. Возле края пруда дорога поворачивает, и мы оказываемся между каналом и забором фабрики. Забор и сама фабрика выглядят неважно, так и просят ремонта.
За вторым мостом начинаются гаражи, где бегают бездомные собаки. Гаражи сменяются двором перед домами. Во дворе есть несколько построек, остатки детской площадки, столбы для сушки белья – чаще всего с развешенной на них одеждой.
Первый дом справа чёткой разделён на две части – красную и жёлтую. Первая заброшенная, разрушенная, первый этаж там заделан решётками, но есть несколько дырок, которыми пользуются бомжи. Вторая – жилая. Контраст настолько резкий, что я длительное время считала это двумя домами, построенными впритык.
За третьим жёлтым зданием, похожем на букву «Г», идёт дорога к Михалковской улице. По ней мы и пойдём. Пройдём мимо усадебной стены, ворот. С правой стороны увидим двухэтажный дом малинового цвета – особняк времён Иокиша.
Вот мы и осмотрели усадьбу и парк Михалково и Головинские пруды. Можно возвращаться к остановке.
Спасибо за внимание!


Ещё фотографии:







Схема парка:

Источник схемы

Как добраться:
До усадьбы:
м. Водный Стадион, Петровско-Разумовская; автобус 123, остановка "Локомотивное депо "Лихоборы"
м. Войковская, Речной вокзал, автобус 90, остановка "Локомотивное депо "Лихоборы"
В зависимости от того с какой стороны вы поедете - усадьба может быть как на вашей стороне, так и через дорогу.

Верхний Головинский пруд:
м. Водный Стадион, Петровско-Разумовская; автобус: 123, остановка "Диспансер"
м. Войковская, Речной вокзал, автобус 90, остановка "Диспансер"
Схема пути от остановки

Большой Головинский пруд:
м. Водный Стадион, автобус 65, остановка "Улица Лавочкина"
м. Водный Стадион, Савёловская, автобус 72, остановка "Улица Лавочкина"
Схема пути от остановки

@темы: Фотографии, Усадьбы, Проект "Усадьбы и парки", Москва, История

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

В мире Мечты

главная